Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 


19 апреля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения Вениамина Александровича Каверина (19 апреля 1902 – 2 мая 1989 года)


Вениамин Александрович Каверин

«Я придерживаюсь в жизни очень простых правил: быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах.»

Вениамин Каверин

Вениамин Александрович Каверин родился в 1902 году в Пскове. Он был младшим, шестым ребенком в семье военного музыканта, капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Зильбера и его жены – урожденной Ханы (Анны) Дессон. Мать писателя окончила Московскую консерваторию и была владелицей музыкальных магазинов.

В 1912 году Вениамин был зачислен в подготовительный класс Псковской губернской гимназии, где он проучился 6 лет. «Мне не давалась арифметика. В первый класс я поступал дважды: провалился из-за арифметики. На третий раз хорошо сдал экзамены в приготовительный класс. Был рад. Вышел в форме на балкон: показать городу, что я гимназист», – вспоминал В. А. Каверин в своей автобиографической трилогии о детстве и юности «Освященные окна».


Вениамин Зильбер во время обучения в Псковской губернской гимназии, 1914 г.

С детства огромное влияние на будущего писателя оказывал старший брат Лев. В доме часто бывали товарищи Льва по гимназии, и среди них — Юрий Тынянов, будущий знаменитый писатель и ученый. По окончании Псковской гимназии и средней школы в Москве, Каверин по совету Тынянова, переехал в Петроград, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Петроградского университета и одновременно поступил в институт живых восточных языков на арабское отделение. Будучи студентом, Каверин пробовал писать стихи, заводил знакомства с молодыми поэтами. Друг Юрия Тынянова Виктор Шкловский знакомит Каверина с «Серапионовыми братьями» – содружеством молодых литераторов, возникшим в 1921 году. Идейным вдохновителем «Серапионовых братьев» был Евгений Замятин. Членами «братства» были М. Зощенко, К. Федин, Н. Тихонов и другие талантливые люди. В альманахе «Серапионовы братья» в 1922 году в Петрограде появляется первое опубликованное произведение Каверина – рассказ «Хроника города Лейпцига за 18.. год», отличавшееся закрученным сюжетом.


Литературная группа «Серапионовы братья» (Вениамин Каверин крайний справа)

Каверин вспоминал: «Дружеские отношения между Серапионовыми братьями продолжались десятилетиями. Годовщина возникновения группы вплоть до середины шестидесятых годов отмечалась встречами и сердечными телеграммами».

Первое время Каверин не оставлял без внимания науку. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX века – сочинения В. Ф. Одоевского, О. И. Сенковского и других. Профессиональный интерес к литературе пушкинской поры, дружба с Юрием Тыняновым, но главное – азарт остроумного спорщика, всегда готового скрестить копья со своими литературными противниками, повлияли на выбор псевдонима; фамилию Каверин он взял в честь Петра Павловича Каверина – гусара, дуэлянта, в чьих проделках принимал участие юный Пушкин. Занимаясь наукой, Каверин верил в свой писательский талант и потому решил для себя только одно: писать и писать ежедневно!

«Каждое утро, – рассказывал Евгений Щварц, на даче ли, в городе, садился Каверин за стол и работал положенное время. И так всю жизнь. Прошло несколько лет, и мы увидели ясно, что лучшее в каверинском существе: добродушие, уважение к человеческой работе, наивность мальчишеская с мальчишеской любовью к приключениям и подвигам начинает проникать на страницы его книг».

Каверин начал работу над самым своим знаменитым романом «Два капитана» еще в 30-е годы. Ставшая знаменитая фраза из романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться» повторяет девиз отважного полярного исследователя Антарктиды Роберта Скотта. В жизнь многих поколений русских подростков эти слова ввел именно Вениамин Каверин. Мы полюбили эти слова, полюбили роман «Два капитана» и обоих капитанов, в нем изображенных. Первые читатели воспринимали Саню Григорьева как реально существующего живого человека, а бойцы Великой Отечественной войны писали ему письма, спрашивали совета.


Кадр из фильма «Два капитана» (режиссер Е. Карелов, Мосфильм, 1976)

Многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Б. А. Вилькицкий, а капитан Татаринов – настолько верили они в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей. Однако, у Сани Григорьева был конкретный жизненный прототип. В 1936 году В. А. Каверин встретил человека, поразившего его своим прямодушием, ясным умом, целеустремленностью, способностью к глубокому чувству: «В течение шести вечеров он рассказал мне историю своей жизни — необыкновенную, потому что она была полна необыкновенных событий, и в то же время похожую на жизнь сотен других советских людей. Я слушал, потом стал записывать, и эти сорок или пятьдесят страниц легли в основу романа «Два капитана». Этим человеком был Михаил Лобашёв, впоследствии ставший известным генетиком, профессором Ленинградского университета. Даже столь необычное явление, как немота в детстве, являлась фактом биографии ученого. В тайны летного мастерства посвятил писателя другой прототип главного героя – военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. Учился он летному делу в Ленинграде, вместе с Чкаловым.

Имеет своих прототипов и образ капитана Татаринова. Каверин писал: «Для моего «старшего капитана» я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф «Св. Анны». Проблемы Северного флота времен Великой Отечественной войны В. А. Каверин знал не понаслышке, поскольку служил военным корреспондентом на Крайнем Севере. Так «ожила в «Двух капитанах» естественно, непринужденно богатая историческая память.


Седов Георгий Яковлевич (1877-1914)


Брусилов Георгий Львович (1884-1914)

На протяжении большей части своей творческой биографии Каверин работал в самых различных жанрах, но был неизменно верен двум: роману и сказке. В 1979 году В. Каверин объединяет сказки, писавшиеся на протяжении сорока лет, в книгу «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году». Происходящие в сказках чудеса отличает «единство места» – город Немухин. В этом городке происходят чудеса, хотя городок маленький и большинство жителей самые обыкновенные. Правда, то экономка, пришедшая в дом, чтобы помочь неприспособленному к быту человеку, окажется ведьмой, то учительница музыки станет дирижировать странным оркестром, состоящим из Розового пуделя, двух попугаев-неразлучников, Кремовой шляпы, огнетушителя и других не очень музыкальных оркестрантов. А так в городе все обыкновенно, главная героиня — девочка Таня чувствует себя как дома.


Иллюстрация к книге «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году», художник В. Алфеевский

Читателя всегда интересует личность писателя: что он любил, что ненавидел, какие взаимоотношения связывали его с собратьями по перу. Во времена сталинского террора важнейшую часть жизни Каверина составляли хлопоты за родных и друзей. Трижды арестовывали его старшего брата Льва Зильбера — крупного ученого-микробиолога. Каверин предпринимал все новые и новые попытки, чтобы спасти его. Когда началась травля М. Зощенко, он не отрекся от старого друга, так, как и раньше не отрекся от Николая Заболоцкого, помогал семьям арестованных. Каверин участвовал в «реабилитации» исторической прозы Юрия Тынянова и драматургии Михаила Булгакова, выступал в защиту Александра Солженицына, принимал участие в судьбах многих молодых писателей. Драматург Евгений Щварц писал о своем друге: «Ни тени предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе мы не видели за все тридцать лет дружбы от Каверина».

В 1988 году, незадолго до смерти, Вениамин Каверин ответил на вопросы известной анкеты литературоведа и театрального критика С. Д. Дрейдена. Из нее видно, что в мужчине он больше всего ценил «мужество», а в женщине – «талант любви», что его собственная отличительная черта – «неуклонное исполнение намеченной цели». Среди любимых книг были названы: «Хозяин Балантрэ» Р. Л. Стивенсона, Библия, «Война и мир» Л. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова. Любимыми изречениями были знаменитый девиз поэта Альфреда Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» и это рубаи Омара Хайама:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Прямо или косвенно личность писателя всегда проявляется в его произведениях. Благородство и интеллигентность Каверина-человека реализовывались в нравственных позициях героев его книг, что заставляет еще и еще раз возвращаться к его произведениям, в которых автор всегда оставляет своему читателю надежду на то, что в мире будут торжествовать справедливость, доброта и человечность.

Многие произведения В. Каверина были экранизированы. В 1955 г. снят полнометражный художественный фильм по самому известному роману автора – «Два капитана», а в 1977 г. на экраны вышел уже шестисерийный цветной кинофильм. Также были экранизированы: «Сказка о Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки» (фильм-спектакль, 1967), «Школьный спектакль» (1972), «Открытая книга» (1973 и 1977-1979), «Немухинские музыканты» (короткометражный мультфильм, 1973; художественный фильм, 1981), «Исполнение желаний» (1974), «Песочные часы» (короткометражный мультфильм, 1987), «Загадка. Разгадка» (1987), «Лёгкие шаги» (1989).


Дорогие наши читатели, ждем вас в библиотеке! Мы рады предложить вашему вниманию следующие произведения В. Каверина:

  • Собрание сочинений: в 8 т. / В. А. Каверин. – Москва: Художественная литература, 1980–1883.

* * *

  • Вечерний день: письма, встречи, портреты / В. А. Каверин. – Москва: Советский писатель, 1980. – 504 с.
  • Два капитана: роман / В. А. Каверин; худож. В. Б. Остапенко. – Москва: Эксмо, 2003. – 640 с.: ил. – (Библиотека приключений).
  • Наука расставания: роман и повесть / В. А. Каверин. – Москва: Современник, 1985. – 208 с. – (Новинки «Современника»).
  • Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе НЕМУХИНЕ в тысяча девятьсот неизвестном году: сказки / В. А. Каверин. – Москва: Детская литература, 1981. – 224 с.
  • Песочные часы: повесть / В. А. Каверин; худож. А. А. Шахгелдян. – Москва: Стрекоза, 1997. – 126 с.: ил. – (Школьная библиотека).
  • Счастье таланта: воспоминания и встречи, портреты и размышления / В. А. Каверин. – Москва: Современник, 1989. – 316 с. – (Библиотека «О времени и о себе»).
  • Сын Стекольщика: сказка: для среднего школьного возраста / В. Каверин; рисунки В. Самойлова. – Москва: Детская литература, 1980. – 32 с.: ил.

Информационно-библиографический отдел