В январе 2023 года исполнилось 175 лет со дня рождения Василия Ивановича Сурикова – мастера исторической живописи. Он стал одним из лучших мастеров художественных полотен, посвящённых русской истории. Мастерство Сурикова, как тонкого колориста и великолепно владеющего композицией художника, сделало его одной из главных фигур отечественной живописи. Более 25 лет он состоял в Товариществе передвижных выставок.
Василий Суриков родился в сибирском городе Красноярске в январе 1848 года. Он был потомком донских казаков, которые ещё с Ермаком пришли в эти земли в конце XVI века. Художник гордился своими корнями и писал о родных местах: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне и дух, и силу, и здоровье».
В честь юбилея Василия Сурикова в школе № 14 прошла череда арт-часов, посвящённых творчеству великого русского мастера, на которых школьники смогли узнать интересные факты о жизни художника и его работах.
Особо впечатлила ребят знаменитая историческая трилогия: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове» и «Боярыня Морозова». Три невероятные исторические картины считаются вершиной творчества Василия Сурикова. Все они хранятся в Третьяковской галерее.
В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.
В. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883 г.
В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 г.
Василий Суриков раскрыл в этих полотнах истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Главным действующим лицом в этих картинах выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные яркие личности, хранящие в себе бунтарский дух народа. Будь то исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни» или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине.
«…Значение Сурикова как гениального ясновидца прошлого для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и понято. Никакие археологические изыскания, никакие книги и документы, ни даже превосходные исторические романы не могли бы так сблизить нас с прошлым, установить очаровательную, желанную связь между отрывочным нынешним и вечным, но забытым прошлым…» (Из статьи о В. Сурикове, «История русской живописи в XIX веке», А. Н. Бенуа, 1901-02).
Отдел искусств