Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

0

24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры, это российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых Мефодия и Кирилла, создавших азбуку для славян и переведших церковные книги с греческого языка на славянский. Праздник отмечается и в других славянских странах.

Интересна история возникновения праздника в России. Ещё в 1863 году Российский Святейший Синод установил ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 мая по новому стилю). А в 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской письменности и культуры». Начал он отмечаться 24 мая 1986 года в Мурманске, в 1987 годув Вологде, в 1988 годув Великом Новгороде. Ежегодно центром праздника становился какой-нибудь новый населенный пункт России. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской письменности и культуры».

Наша библиотека всегда принимает участие в данном празднике. Проводятся самые разные увлекательные мероприятия: встречи с писателями, конкурсы, мастер-классы и другие. Сейчас в холле библиотеки открыта выставка-просмотр книг «Святые истоки земли Русской», она привлекательна и интересна для тех, кому не безразлична история нашей Родины. Также представлена и электронная презентация с одноименным названием. Выставка имеет несколько рубрик: «Мы – славяне», «Письменность Древней Руси», «Летописи», «Духовные и нравственные подвиги русских святых», «Монастыри», «Народные традиции в русской литературе».

  • Рубрика «Мы – славяне»

Книга Марии Васильевны Семеновой «Мы – славяне» (Санкт-Петербург», 2005) по праву считается малой энциклопедией древних славян, далеких предков русских, белорусов и украинцев. Живое повествование открывает удивительный мир Древней Руси с его верованиями, обрядами, обычаями, бытом. Читателю любопытно будет узнать, что такое Мировое древо, как понимали древние земное устроение. Книга отвечает на многие вопросы подрастающих поколений о наших далеких предках.

А Виктор Иванович Калашников в своей книге «Боги древних славян» (Москва, 2002) рассказывает о первом боге и последующих, как появился Род, Сварог, Сварожичи, кто такие Перун, Хорс, Ярило. Вы узнаете о трех законах жизни, о битве света и тьмы, древнем хранителе мира Святогоре.

  • Рубрика «Духовные и нравственные подвиги русских святых»

Привлечёт внимание читателей замечательная книга Константина Павловича Халина «Святые и праведники на Руси» (Ростов-на-Дону, 2006). Кто такой святой? Святой – это человек, хранящий верность высшим духовным силам, милосердие, благожелательность, доброту, долготерпение. Святость – это образ жизни, мировоззрение и поведение. Русская святость отражает извечное единство подвига и жертвы. Духовные и жизненные подвиги Александра Невского, Дмитрия Донского, Преподобного Сергия, Праведника Василия Блаженного, Преподобного Серафима Саровского являются для потомков ярким примером героизма, праведности и святости.

  • Рубрика «Письменность Древней Руси»

Свою эпическую поэму «Светоч славянства» (Калининград, 2000) Юрий Демидович Кулагин посвятил великим славянским святым Кириллу и Мефодию, принёсшим свет и знание в славянские земли. Основой всех современных славянских алфавитов является азбука кириллица, изобретенная Кириллом (Константином) и Мефодием в 855 году. На основе кириллицы гениальные просветители создали общеславянский литературный язык. Первыми перевели на него Священное писание и другие богослужебные книги, тем самым объединив славянский мир.

  • Рубрика «Монастыри»

Удивительными страницами истории России являются жизнеописания русских монастырей.

Особого внимания заслуживает книга Георгия Георгиевича Фруменкова «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в 16–19 вв.» (Архангельск, 1975). Соловецкий мужской монастырь был основан в первой половине 15 века. Он был политическим центром Севера. Имел своё войско и богатейшее обширное хозяйство. Защитил Поморье от шведов, датчан, шведско-польской оккупации, англо-французских и немецких захватчиков. На основе многочисленных архивных и печатных источников автор восстанавливает военную историю Соловецкого монастыря-крепости, рассказывает о героической борьбе поморов за честь, свободу и национальную независимость нашей Родины.

  • Рубрика «Народные традиции в русской литературе»

В книге Ивана Алексеевича Бунина «Стихотворения. Антоновские яблоки. Рассказы и повести» (Москва, 1996) есть рассказ «Святые горы», в котором выразилась душа автора. Сюда, в Святые горы стремился попасть Иван Бунин. И он пришел в это святое намоленное место. Путь к Донцу, к древнему монастырю на Святых горах Бунин прошел пешком. Писатель, уважающий патриархальный образ жизни, выполнил традиции своих пращуров, посетил святые места России.

На выставке много и других значимых книг, привлекающих своим содержанием, соответствующих теме «Святые истоки земли Русской».

Бугаева Л. С., информационно-библиографический отдел