Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

День детского кино учреждён в 1998 году Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда к столетию первого показа кино для детей.

В конце 1890-х годов в Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время бывших Верхних торговых рядах, открывается первый стационарный «Электрический театр». В нём идут развлекающую публику фильмы. 8 января 1898 года в нём прошёл первый в России показ программы для детей, которая так понравилась зрителям, что стала регулярной. Более ста лет отделяют нас от выхода на экраны первых лент, снятых в России специально для детей.

Детский отечественный кинематограф, несмотря на все политические, социальные, культурные противоречия в стране, пережил многое, но все равно является одной из самых востребованных ниш в сфере культуры. По сей день популярными в нашей стране остаются старые, добрые сказки и фильмы, которые смотрят не только дети, но и с теплотой и ностальгией – взрослые.

Детские фильмы о добром и вечном дарят нам с детства незабываемые, радостные моменты. Многие современные родители ещё помнят те времена, когда после уроков, а иногда и во время уроков, можно было посмотреть любимые фильмы. В СССР, только в Москве работали 16 специализированных детских кинотеатров, и это не считая того, что в утренние и дневные часы во всех взрослых кинотеатрах также крутили детские фильмы.

История российского детского кинематографа имеет богатую историю.

В годы гражданской войны создаются первые детские художественные фильмы. Это были экранизации русской классической литературы: «Сигнал» (1918) (по В. Гаршину), русские народные сказки – «Алёшкина дудка» (1919), сказки X. К. Андерсена «Девочка со спичками» и «Новое платье короля» (1919).

Первые заметные успехи в детской кинематографии относятся к 1923 году, когда на экраны вышла картина «Красные дьяволята», режиссёра И. Перестиани, безраздельно овладевшая умами и сердцами молодёжной аудитории. Фильм был снят по одноименной повести П. Бляхина, написанной в 1921 году, а в 1965 году своё внимание на данное произведение обратил режиссёр Э. Кеосаян, и в соавторстве с С. Ермолинским снял известный миллионам зрителей фильм – «Неуловимые мстители» (1966).


Афиша к кинофильму «Красные дьяволята» (режиссёр И. Перестиани, Киносекция Наркопроса Грузии, Одесская киностудия, 1923 г.)


Кадр из кинофильма «Неуловимые мстители» (режиссёр Э. Кеосаян, киностудия «Мосфильм», 1966 г.)

У истоков детской кинематографии стояли Н. К. Крупская и А. В. Луначарский, в нашей стране впервые в мире была создана самостоятельная отрасль киноискусства – детское кино, которая внесла серьёзный вклад в дело воспитания подрастающих поколений. Художественный уровень фильмов формировался при прямом участии писателей А. Гайдара, Л. Кассиля, С. Маршака, А. Барто, B. Катаева, Е. Шварца и других. В Москве, Ленинграде и других городах открывались молодёжные кинотеатры. За несколько лет, было выпущено 25 детских фильмов. В эти годы были поставлены: «Заводной жук» (1928, режиссёр Д. Бассалыго), «Хочу быть лётчицей» (1928, режиссёр К. Гертель), «Приключения Аришки» (1929, режиссёр А. Дмитриев) и др. В 1936 году была создана специальная студия детских фильмов «Союздетфильм»1948 г. – киностудия имени М. Горького). К работе в детском кино были привлечены такие режиссёры как Н. Лебедев, В. Пронин, А. Роу.

Александр Роу поставил более 20 экранизированных детских фильмов на тему русских народных сказок, среди них «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок – «Королевство Кривых Зеркал». Все фильмы-сказки Александра Роу погружают нас в атмосферу волшебства, заставляют от души посмеяться над злом и поверить в вечное торжество добра и справедливости. Именно такими представляешь себе героев русских народных сказок, когда читаешь в детстве с упоением о Кощее, бедной Настеньке, о Василисе Прекрасной. У Александра Роу был уникальный талант, дар, который в современном кинематографе редко у кого попадается – он мог чувствовать сказку, переносить её на экран очень осторожно, как нечто хрупкое, стараясь не разрушить сказочного волшебного очарования. Одно слово – волшебник! Сказки великого мастера режиссуры для детей Александра Роу стали хрестоматийными и буквально вошли в нашу жизнь на правах любимых и почётных фильмов для кинопросмотра.


А. Роу и герои его фильмов-сказок

С середины 1930-х, когда родились первые шедевры «Дети капитана Гранта» (1936) и «Остров сокровищ» (1937), тема приключений, фантастических идей и грандиозного научного прогресса стала открыта. Так, известно, что в подготовке первого научно-популярного детского фильма «Космический рейс» (1935) принимал участие основоположник космонавтики Константин Циолковский.


Кинофильм «Остров сокровищ», слава афиша экранизации 1936 г. (режиссёр В. Вайншток), справа – 1982 г. (режиссёр В. Воробьёв)

Лучшие детские фильмы 30-40-х гг. отличаются героической и романтической направленностью. Во многих картинах остро ставятся вопросы морали, дружбы, показывается патриотизм советских детей. Глубина характеров юных героев отличает фильмы «Тимур и его команда» по А. Гайдару и «Личное дело» (оба 1940, режиссёр А. Разумный), сценарий фильма был написан самим автором. В 1976 году режиссёры «Одесской киностудии» А. Бланк и С. Линков выпустили ещё одну экранизацию произведения Гайдара «Тимур и его команда».


Кинофильм «Тимур и его команда», слева кадр из экранизации 1940 г., справа – из картины 1976 г.

В период Великой Отечественной войны выпуск детских фильмов резко сократился. Но и в эти годы, несмотря на большие трудности, выпуск киножурнала «Пионерия» (основан в 1931 г.) не прекращался. В нём показывались подвиги ребят на фронте, их жизнь в тылу. В 1945 на материале «Пионерии» создали первый полнометражный документальный детский фильм «Повесть о наших детях»о детях в годы войны.


«Пионерия» (киножурнал, 1931–1987 гг.)

В 1944 году был снят фильм «Жила-была девочка» (режиссёр В. Эйсымонт). История двух маленьких блокадниц в осаждённом Ленинграде – 7-летней Настеньки и 5-летней Катеньки, перенёсших наравне со взрослыми все тяготы войны. Частично фильм снимался в ещё блокадном Ленинграде, а премьера состоялась 18 декабря 1944 года, спустя год после того, как Ленинград окончательно был освобождён от блокады.


Кадр из фильма «Жила-была девочка», режиссёр В. Эйсымонт, киностудия Союздетфильм, 1944 г.

После войны детских фильмов было снято очень немного, но именно они открыли детскому кино дверь в «золотой фонд», детские фильмы этого периода рассказывают о любви к Родине, о труде, о воспитании характера. Можно отметить следующие фильмы: «Здравствуй, Москва!» (1945, режиссёр С. Юткевич) о жизни учащихся ремесленных училищ; киноповесть «Сын полка» (по В. Катаеву, 1946, режиссёр В. Пронин), «Первоклассница» (1948, режиссёр И. Фрэз), сказки «Старик Хоттабыч» (1956, режиссёр Г. Казанский), «Каменный цветок» (по П. Бажову, 1946, режиссёр А. Птушко), «Золушка» (1947, режиссёр Н. Кошеверова и М. Шапиро).


Кадр из фильма «Золушка» (режиссёры Н. Кошеверова и М. Шапиро, «Ленфильм», 1947 г.)

Фильмы для детсадовской аудитории были редкостью, зато для них выходило много мультиков. Киностудия «Союзмультфильм» в 50-х годах снимала ничуть не хуже знаменитой диснеевской студии – яркие краски, реалистичные и тщательно прорисованные фоны и герои. Самые знаменитые полнометражные мультфильмы того времени – «Снежная королева» (1957) и «Аленький цветочек» (1952) режиссёра Л. Атаманова.


Кадр из мультипликационного фильма «Аленький цветочек» (режиссёр Л. Атаманов, «Союзмультфильм», 1952 г.)

В 1959 году при киностудии «Мосфильм» организовано Объединение детских фильмов. Были сняты такие замечательные фильмы: «Каток и скрипка» (1961, режиссёр А. Тарковский), «Друг мой, Колька» (1961, режиссёры А. Салтыков, А. Митта), «Алые паруса» (по А. Грину, 1961, режиссёр А. Птушко) и др. На экранах все больше появляются фильмы по произведениям писателей: А. Гайдара: «Дым в лесу» (1955, режиссёры Ю. Чулюкин, Е. Карелов), «Судьба барабанщика» (1956, режиссёр В. Эйсымонт), «Чук и Гек» (1953, режиссёры И. Лукинский, М. Фёдорова), «На графских развалинах» (1958, режиссёр В. Скуйбин). О революционном подвиге ребят можно увидеть в приключенческой картине «Кортик» (по А. Рыбакову, 1954, режиссёры В. Венгеров, М. Швейцер).


Кадр из фильма «Чук и Гек» (режиссёр И. Лукинский, киностудия им. М. Горького, 1953 г.)

В 60-х годах наступила эпоха творческого объединения «Юность», куда вошли молодые режиссёры киностудии «Мосфильм» и стали делать принципиально другое детское кино. Они стирали границу между детьми и взрослыми, избегали морализаторства и поднимали темы, близкие каждому человеку. Впервые в кино дети перестали быть схематично-положительными пионерами и стали задавать недетские вопросы… В 1961 году вышел фильм Ю. Ройзмана «А если это любовь?» – школьная драма о вмешательстве взрослых в первую любовь. По тем временам это был очень скандальный фильм, который разбирался в прессе и на педсоветах, но процесс «взросления» детского кино было уже не остановить. Вышли «Дикая собака Динго» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1965), «Девочка и эхо» (1964) и «Доживём до понедельника» (1968) с учителями, которые были не шаблонно-авторитетными, а сомневающимися и переживающими людьми. Подростки от перемен были в восторге, взрослые – кто в возмущении, кто в недоумении, а кто и горячо приветствовал…


Афиша к фильму «Доживём до понедельника» (режиссёр С. Ростоцкий, киностудия им. М. Горького, 1968 г.)

В 70-е годы детское кино отличается разнообразием, какого не было ни до, ни после. В это время вышли: «Приключения Буратино» (1975), «Розыгрыш» (1976), «Приключения Электроника» (1979), «Школьный вальс» (1978), «Сто дней после детства» (1975), а заодно и первые серии киножурнала «Ералаш».


Кадр из фильма «Розыгрыш» (режиссёр В. Меньшов, киностудия «Мосфильм», 1976 г.)


Кадр из фильма «Приключения Электроника» (режиссёр К. Бромберг, Одесская киностудия, 1979 г.)

В 70-80-е годы XX века появляются лучшие фильмы фантастического жанра. («Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Туманность Андромеды»). В 1980 году на киноэкраны страны выходит фильм Р. Викторова «Через тернии к звёздам», а в 1985 году состоялась премьера телевизионного сериала Павла Арсенова «Гостья из будущего», который и по сей день вызывают большой интерес у юных зрителей. Оба фильма, снятые по книгам писателя Кира Булычёва.


Кадр из фильма «Гостья из будущего» (режиссёр П. Арсенов, киностудия им. М. Горького, 1984 г.)

С приходом 90-х годов детские фильмы снимались очень редко. Это связанно с событиями, происходившими в социальной политической и экономической областях государства. Тем не менее, кинофильмы для юного зрителя создавались. Стоит отметить такие фильмы как «Волшебник Изумрудного города» (1994), «Маленькая принцесса» (1997), «Сверчок за очагом» (2001).

Каким вырастет сегодняшнее поколение и каким будет наш завтрашний мир зависит не только от материального и экономического благополучия, но в огромной степени от искусства, в том числе киноискусства, размышляющего дружески и глубоко обо всем, что им интересно, нужно и важно. Современный детский кинематограф часто обращается к произведениям советских писателей. В последние годы сняты такие замечательные фильмы как «Частное пионерское» (2012) по одноименной книге М. Сеславинского, «Бегство рогатых викингов» (2018) по повести В. Крапивина, «Иван Семёнов: Школьный переполох» (2022) по книге Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», «Чук и Гек» (2022) по одноименному рассказу А. П. Гайдара.


Кадр из фильма «Частное пионерское» (режиссёр А. Карпиловский, «Кинопрограмма XXI век», 2012 г.)


Кадр из фильма «Иван Семенов: Школьный переполох» (режиссёр А. Богданов, кинокомпания «Проспект мира», 2022 г.)

«Делая кино для детей, – говорит знаменитый режиссёр и актёр Армен Джигарханян, – мы закладываем в него нечто чрезвычайно важное, почти генетическую информацию, способную проявить себя в будущем: через 20–30 лет».

Кино для детей – это особые фильмы. Хорошие фильмы могут повлиять на детей не меньше, чем хорошая книга. Они воспитывают эстетический вкус. Воспитывают положительные черты характера. Фильмы помогут отличить добро от зла. Фильмы подскажут, как дружить и любить. Фильмы помогут выбрать правильный путь. Фильмы помогают познавать мир.

Детское кино наделено особой энергетикой и если вспомнить сказки и фильмы, то со всей ответственностью можно заявить об их глубокой нравственной составляющей, о высоких моральных принципах, о созидательной и благой миссии детского кинематографа.

Информационно-библиографический отдел

Источники:

https://bibliocbs.blogspot.com/2016/01/blog-post.html

https://venevlib.ru/наши-виртуальные-выставки/8-января-день-детского-кино

https://www.russkoekino.ru/publ/publ-0045.shtml

https://multiurok.ru/index.php/files/razvitiie-dietskogho-kiniematoghrafa-v-rossii.html

https://dzen.ru/b/Y7k-WzubSXxdmXAk

https://www.b17.ru/article/310555/