Рейтинг:   / 14
ПлохоОтлично 

15 мая 2021 года130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (15 мая 1891 – 10 марта 1940)

«Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть разумным и благородным»

К. Г. Паустовский


Михаил Булгаков, 1928 г.

Сегодня мало найдется людей, которые не знают имя Булгакова. Его произведения переиздаются миллионными тиражами, по его произведениям снято множество фильмов, а пьесы с успехом идут в лучших театрах. А между тем собственно в литературе Булгаков пробыл всего лишь десятилетие – в 20-е годы. Он и потом никуда не исчезал, продолжал жить и работать, но его имя упоминалось разве, что в связи с той или иной режиссерской постановкой, и то лишь в качестве либреттиста или автора инсценировки.

Михаил Булгаков родился в Киеве, в многодетной семье, его отец был известным священником, ученым-богословом в Киевской духовной академии, который, однако не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Он был старшим ребенком в семье, где помимо него было еще шесть детей. Мальчик, так или иначе, интересовался делом своего отца, знал его статьи, читал религиозную и другую литературу из их огромной библиотеки, что помогло ему стать энциклопедически образованным человеком. Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов. Однако своим предназначением будущий писатель считал медицину: два брата его матери были врачами в Москве и Варшаве, и Булгаков с детства слышал, что это нужная и доходная профессия.


Михаил Булгаков в годы учебы в Киевской Александровской гимназии

Литературной деятельностью Булгаков стал заниматься не сразу, вначале он приобрел достаточно серьезный жизненный опыт. Через два года после смерти отца, в 1909 году, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета, и закончил его, а потом до 1920 года работал врачом. В качестве военного врача он участвовал и в гражданской войне, скитался в санитарных поездах и повозках, видел все ужасы войны.


М. Булгаковстудент-медик среди раненых, Саратов, 1914 г.

Первые шаги в литературе Михаил Афанасьевич сделал еще 1916–1917 годах, когда работал врачом в Смоленской губернии, но настоящая творческая биография начинается с 1919 года, когда он стал публиковаться в местных газетах Грозного и Владикавказа.

Свои сложные и противоречивые впечатления о смутном революционном времени Булгаков отразил в первом романе «Белая гвардия», который при жизни Булгакова печатался частями, а полностью вышел только после кончины автора. Писать чаще всего приходилось по ночам, днем он работал в газете «Гудок». Первая жена писателя Татьяна Лаппа вспоминала: «Писал по ночам «Белую гвардию» и любил, чтобы я сидела около, шила. У него холодели руки и ноги, он говорил мне: «Скорей, скорей горячей воды»; я грела воду на керосинке, он опускал руки в таз с горячей водой».


Рижское издание романа М. А. Булгакова «Белая гвардия», 1927 г.

В 1926 году Булгаков переделал этот роман в пьесу «Дни Турбиных». Очевидцы рассказывали, что участники событий плакали на этой постановке, некоторые даже вступали в перепалку с актерами. По словам современников, пьеса понравилась Сталину, поэтому ее не снимали с репертуара, несмотря на антисоветское содержание. Говорят, что Сталин смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи.

О гражданской войне Булгаков писал на протяжении всех двадцатых годов. В числе других произведений об этом сложном времени он создал замечательную по своей психологической глубине драму «Бег», в которой показал трагедию вынужденной эмиграции русских офицеров. Общество тогда было принято делить на белых и красных, и булгаковский подход многим показался моральным оправданием белого движения. Поэтому пьесу запретили ставить, и даже Станиславский не мог добиться разрешения на постановку. Она прошла в театрах лишь в 60-х годах, а режиссеры А. Алов и В. Наумов сняли по этой пьесе прекрасный фильм «Бег» (Мосфильм, 1970), кстати сказать, это была одна из первых экранизаций произведений Булгакова в нашей стране.


Кадр их фильма «Бег» (режиссер В. Наумов и А. Алов, «Мосфильм», 1970 г.)

В сентябре 1921 года Михаил Булгаков переезжает в Москву с молодой женой, и ему негде и не на что жить. Начинается знаменитый фельетонный период творчества Михаила Булгакова.

Острое перо позволило Булгакову сотрудничать в нескольких газетах. В это время Булгаков примкнул к «веселой компании» газетчиков, среди которых были Паустовский, Ильф, Петров, Катаев, Олеша, Бабель. К середине 20-х годов у Булгакова вышли «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах», были опубликованы десятки рассказов, очерков, фельетонов, описывающие разные случаи и происшествия из московской жизни, такие как «Спиритический сеанс» (1922), «Московские сцены» (1923), «Чаша жизни» (1922) и другие.

В 1925 году Булгаков написал повесть «Собачье сердце», однако вскоре Главное управление по делам литературы и издательств запретило новую повесть – сатиру на революцию и нового человека с сердцем собаки и образом мыслей уголовника. В квартире Булгакова прошел обыск, сотрудники ОГПУ изъяли рукопись повести и личные дневники писателя. Вскоре против Булгакова началась целая кампания: пьесы писателя запрещали ставить в театрах, а в газетах печатали едкие и гневные рецензии критиков на его творчество с призывами «ударить по булгаковщине».


Кадр из фильма «Собачье сердце» (режиссер В. Бортко, «Ленфильм», 1988 г.)

В 30-е годы произведения Булгакова перестают печатать, а его пьесы изымаются из репертуара театров из-за антисоветского содержания. В литературной энциклопедии того времени пишут так: «Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового». Одновременно в прессе идет интенсивная критика творчества писателя. По его собственным подсчетам, за 10 лет было напечатано 298 отрицательных рецензий и всего 3 – положительные. Тогда Михаил Афанасьевич написал письмо в правительство с просьбой определить его судьбу – либо дать возможность уехать за границу, либо позволить работать во МХАТе. Вскоре после этого писателю позвонил лично Сталин и посоветовал драматургу обратиться во МХАТ, чтобы его взяли на работу. В театре Булгаков проработал 6 лет: его взяли на должность режиссера-ассистента. Однажды он даже вышел на сцену в качестве актера в спектакле «Пиквикский клуб». Кстати, опыт этой работы отразился в его произведении «Театральный роман».

В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени, и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного. А москвич Иван Бунша-Корецкий, который был очень похож на царя, и жулик Жорж Милославский попали в прошлое. В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Режиссер перенес действие в 1970-е г. и осовременил обстановку: например, заменил патефон магнитофоном. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.


Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (режиссер Л. Гайдай, «Мосфильм», 1973 г.)

В 1922 г. Михаилу Афанасьевичу подарили книгу Александра Чаянова «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей», главными героями которой были Сатана и студент по фамилии Булгаков. Считается, что именно благодаря этой книге 7 лет спустя он приступил к написанию романа «Мастер и Маргарита».

С 1928 г. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита». Над этим произведением Булгаков работал до конца своих дней. Само название «Мастер и Маргарита» появилось в черновиках писателя только в 1937 году, сам же Булгаков чаще всего называл его «романом о дьяволе».

Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Когда они познакомились, она была замужем за генералом Евгением Шиловским, а писатель – женат на Любови Белозерской. Влюбленные начали встречаться тайно, как и герои романа. Шиловская вспоминала: «Я поняла, что это моя судьба… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь». Однако возлюбленная писателя долго не решалась расстаться с мужем, который к тому же собирался в случае развода оставить себе детей.


Елена Шиловская, третья жена Михаила Булгакова, протопит Маргариты

Булгаков и Шиловская поженились только в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.

Булгаков всегда интересовался библейскими мотивами в мировой художественной культуре, поэтому вполне закономерно, что своеобразным стержнем «Мастера и Маргариты» является роман о Пилате и Иешуа. Оба эти произведения объединены общностью героев, авторских идей, представлением, что каждому будет дано по его вере. Булгаков верил в великое будущее своего романа. И предвидение его сбылось: миллионы читателей во всем мире не раз и не два обращаются к его страницам, на которых встречаются великий мессир Воланд со своей свитой, и красавица Маргарита Николаевна, и мастер в черной шапочке с буквой «М», и жестокий пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

15 июня 1938 г. Булгаков завершил последнюю главу романа «Мастер и Маргарита». Затем он еще в течение двух лет правил, дополнял рукопись, а закончил роман за месяц до своей смерти. 10 марта 1940 г. его не стало. И все же он умер со спокойной душой, услышав от жены именно то, чего ждал: «Клянусь, я его напечатаю». По сообщению вдовы писателя, последними словами Булгакова о романе перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

Роман «Мастер и Маргарита» стал культовым и сейчас входит в золотой фонд мировой литературы. Без преувеличения можно сказать, что его прочитали миллионы читателей. Эта книга обессмертила имя Михаила Булгакова, и сегодня считается одним из самых неразгаданных произведений в мире.


На могиле писателя, по ходатайству его жены, была установлена гранитная глыба, которая ранее служила подножием для креста на могиле у Гоголя до его перезахоронения. И тут примечательна фраза Булгакова, которую он часто адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».


Дорогие наши читатели! В нашей библиотеке вы найдёте произведения М. А. Булгакова, а также литературу о его жизни и творчестве.

Произведения М. А. Булгакова

  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собрание сочинений: в 10 т. / М. А. Булгаков; сост. В. В. Петелин; худож. Г. Д. Расторгуев. – Москва: Голос, 1995.

* * *

  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Аня и Катя: рассказы / Н. А. Булгаков; худож. А. Петров. – Москва: Дет. лит., 1989. – 28 с.: ил.
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Белая гвардия: роман / М. А. Булгаков; авт. коммент.: Е. Н. Грачёва, А. В. Востриков. – Санкт-Петербург: Азбука, 2015. – 444 с.(Азбука-классика. Школьная библиотека).
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Грядущие перспективы / М. А. Булгаков. – Москва: ИЗОФАКС, 1993. – 671 с.
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Дьяволиада и другие невероятные истории: повесть / М. А. Булгаков; сост. В. В. Чагин; худож.: О. К. Ампилогов, В. В. Бахтин. – Красноярск: Книжное издательство, 1989. – 512 с.: ил.
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. – Москва: Мол. гвардия, 1980. – 175 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Записки на манжетах: ранняя автобиографическая проза / М. А. Булгаков; сост., авт. предисл., авт. примеч. В. Сахаров. – Москва: Худож. лит., 1988. – 206 с.
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита: роман / М. А. Булгаков; авт. коммент.: Е. Н. Грачёва, А. В. Востриков. – Санкт-Петербург: Азбука, 2014. – 480 с.(Азбука-классика. Школьная библиотека).
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Морфий. Записки юного врача / М. А. Булгаков. – Москва: Эксмо, 2012. – 192 с. – (Pocket book).
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Неизвестный Булгаков / М. А. Булгаков; сост., коммент. В. И. Лосев. – Москва: Книжная палата, 1992. – 463 с. – (Из рукописного наследия).
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Пьесы 1920-х гг. / М. А. Булгаков. – Ленинград: Искусство, 1990. – 591 с.
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собачье сердце: повесть / М. А. Булгаков. – Москва: АСТ, 2007. – 560 с. – (Книга на все времена).
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. Ханский огонь: повести и рассказы / М. А. Булгаков; сост., авт. предисл., авт. примеч. В. Сахаров. – Москва: Худож. лит., 1988. – 240 с.

Литература о жизни и творчестве М. А. Булгакова

  • Акимов, В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады / В. М. Акимов. – Москва: Народное образование, 1995. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Народное образование»).
  • Сахаров, В. И. Булгаков М. А. в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / В. И. Сахаров. – Москва: Русское слово, 2002. – 110    с.: ил. – (В помощь школе).
  • Соколов, Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории / Б. В. Соколов. – Москва: Наука, 1991. – 174 с. – (Литературоведение и языкознание).
  • Соколов, Б.   Расшифрованный Булгаков: тайны «Мастера и Маргариты» / Б. Соколов. – Москва: Яуза, 2006. – 606   с.
  • Яблоков, Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. – Москва: Языки славянской культуры, 2001. – 420 с.

Информационно-библиографический отдел

Источники:

  • Сто великих имен в литературе / ред. В. П. Ситникова. – Москва: Слово, 1998. – 544 с. – (Сто великих имен).