Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

28 августа 2015 года90 лет со дня рождения русского писателя
Аркадия Натановича Стругацкого

«Не существует жанра фантастики.
Есть хорошая проза и плохая»

А. Н. Стругацкий

…Их было двое, но они всегда воспринимались как единое целое: Аркадий и Борис Стругацкие, иначе – Братья Стругацкие – стали одним из ярчайших явлений в отечественной и, не побоимся громких слов, мировой фантастике ХХ века.

Аркадий Натанович Стругацкий – старший из братьев – родился 28 августа 1925 года в городе Батуми. Некоторые время спустя семья переехала в Ленинград, где появился на свет младший брат. С началом Великой Отечественной Войны Аркадий Натанович работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона.

С самого детства братья полюбили фантастику. Их любимыми писателями были Жюль Верн, Александр Беляев, Артур Конан-Дойль, Герберт Уэллс, Карел Чапек и Иван Ефремов. С подобным литературным воспитанием сложно не развить своё воображение и не полюбить увлекательные и таинственные приключения! Но увлечение повлияло на дальнейшую жизнь: Аркадий выбрал литературную стезю. В 1949 году он окончил Военный институт иностранных языков по специальности «переводчик с английского и японского языков». Именно благодаря Аркадию Стругацкому советские читатели смогли познакомиться с японскими мастерами слова – Агутагава Рюноскэ, Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки. Книги английских фантастов – Андрэ Нортон и Джона Уиндема – попадали в руки российским читателям также в переводах Аркадия Натановича. Помимо литературы Аркадий увлекался и астрономией. И именно астрономии полностью посвятил себя младший брат Борис. Всё вело к тому, чтобы братья стали писателями-фантастами.

Как же родился этот замечательный союз? Есть миф о том, что первая книга Стругацких «Страна багровых туч» появилась на свет из-за некоего пари. Но если говорить серьёзно, то будущих писателей угнетало состояние научной фантастики: во-первых, её было мало, а во-вторых, среди появлявшихся произведений много было литературы недостойной, слабой. В основном, это были многостраничные романы об изобретении какого-нибудь «быстропашущего трактора» или цветного телевизора. А ведь настоящая фантастика – это не только и не столько книги о достижениях науки, космических кораблях и межзвёздных путешествиях. Фантастика – это книга о людях, которые всё это создают, о тех, кто думает и живёт в будущем. Герой настоящего научно-фантастического произведения – это тот идеал человека, к которому надо стремиться нам. Фантастика – это, прежде всего, размышление о человечестве, а необычное здесь – лишь фон. Стругацким-читателям захотелось написать такие книги, которые были бы интересны им самим, ну и, конечно же, поклонникам фантастического жанра.

В итоге было написано огромное количество замечательных повестей, рассказов, романов, сценариев к фильмам. Но достоинство их творчества, конечно, не в количестве, а в качестве. Их произведения настолько разные, насколько разные и читатели. Каждый может найти себе книгу по душе. У Стругацких есть книги светлые, описывающие «мир, в котором хотелось бы жить», и угрюмые, рассказывающие о «мире, в которым бы жить не хотелось». Одно из самых знаменитых и весёлых произведений – это повесть «Понедельник начинается в субботу», написанная для «научных сотрудников младшего возраста». Книга рассказывает о жизни сотрудников НИИЧАВО (Научно Исследовательского Института Чародейства и Волшебства), занимающихся «как и вся наука – счастьем человеческим». В этом институте есть и отдел абсолютного счастья, и отдел предсказаний, и отдел вечной молодости… Но на самом деле книга о настоящих и псевдоучёных, о тех, кто стремится с помощью науки, ценой своей жизни осчастливить человечество, и о тех, кто просиживает штаны, получая свой оклад за громкие, но пустые сенсации. У этой книги есть продолжение – «Сказание о тройке».

Своеобразный цикл, состоящий из таких книг как «Страна багровых туч», «Путь на Альматею» и «Стажёры» рассказывает о прекрасном Мире Полудня, своеобразной Утопии о лучшем мире, где окончательно разрешены основные экономические, социальные и экологические проблемы. Успехи биоинженерии обеспечили материальное изобилие без перепроизводства и загрязнения окружающей среды. Появились технологии межзвёздных перелётов, освоение далёких планет стало в порядке вещей.

Знаменитая повесть «Полдень, XXII век» также продолжает тему светлого будущего, победы разума над невежеством, веры в гуманность науки.

Есть у братьев Стругацких и другие произведения – книги, где вера в светлое будущее несколько угасла. В этих произведениях поднимается серьёзный вопрос: а сможем ли мы преодолеть тёмное в себе, сможем ли использовать науку во благо? Проблема противостояния науки и нравственности поднимается в книгах «Далёкая радуга» и «Попытка к бегству». В них затрагивается одна из главных тем братьев Стругацких – нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. Наконец, «Хищные вещи века» – книга как никогда актуальная сегодня, когда практически каждый день появляются новые технологии для развлечения. В повести описывается мир, где материальное преобладает над духовным, иначе говоря «общество потребления». Как говорил Борис Стругацкий: «Мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться».

Нельзя обойти стороной и книгу «Улитка на склоне», которую писатели считали одним из самых важных и самых неоднозначных своих произведений. Писатели затрагивают тему неумолимого прогресса, сметающего на своём пути всего, что не подходит для новой жизни, – и сложившейся за долгие столетия жизни в лесу мудрости людей, далёких от цивилизации, полностью отрицающих её плоды.

Судить неправых всегда легко. Читая эти книги, размышляя над ними, мы можем сделать вывод о том, что правильно и что неправильно. Но представьте на миг, что вы не просто размышляете над человеческим обществом: вы – исследователь, отправленный из развитого общества на далёкую планету, где развитие цивилизации находится на уровне земного средневековья. Вы видите ужас невежества, скудоумие, нежелание заглянуть за границы заученного с детства устоя жизни. И сквозь этот мрак поодиночке пробиваются светлые умы учёных, желающих принести свет познания в этот необразованный мир. Вы видите, как эти единицы губят в самом начале, но ничего не можете сделать. Вы – наблюдатель с сверхразвитой планеты. Для этих людей вы – Бог, от которого ждут защиты и спасения. Но вы – исследователь, вам не положено вмешиваться… Может, и среди нас с вами есть такие наблюдатели, которые с болью смотрят на все ужасы, что творятся в современном мире, но ничего не могут сделать?..

Не уклоняйтесь, дон Румата. Почему вы не хотите дать нам вашу силу? Я не звал вас. Я никогда не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?

Трудно быть богом, – подумал Румата.

Так и называется эта повесть – «Трудно быть богом».

Знакомясь с творчеством братьев Стругацких, нельзя обойти стороной «Пикник на обочине». Главный герой повести – сталкер Рэдрик Шухарт, проникающий в так называемые Зоны Посещения – места, оставленные пришельцами на Земле и полные таинственных, часто смертельно опасных, артефактов. Одним таким артефактов является Золотой шар, способный выполнить самое сокровенное желание, плата за которое – человеческая жизнь… Многие сталкеры после посещения Золотого шара сходили с ума. «Счастье для всех, даром! И пусть никто не уйдёт обиженный!» – кричит напарник Рэдрика Артур, попадая в ловушку Зоны и погибая… «Счастье для всех, даром! И пусть никто не уйдёт обиженный!» – в отчаянии шепчет сталкер Шухарт, подползая к Золотому шару, принеся в жертву товарища.

Что такое счастье? Что перевесит на чаше весов человечества: стремление к высокому или корысть и жадность?..

О книгах братьев Стругацких можно говорить много. Мы рассказали лишь о некоторых из них. Уверены, что раз прочитав их, вы вернётесь к ним ещё, потому что они универсальны. Они были актуально полвека назад, актуальны они и сейчас.

В 1991 году ушёл из жизни Аркадий Натанович Стругацкий. Пережив его на 21 год, ушёл и Борис Натанович. Многие выдающиеся личности говорят, что книги Стругацких помогли построить им свою личность. Мы приглашаем вас, читатель, навестить этот мудрый, чудесный и прекрасный мир братьев Стругацких.

  • Стругацкий, А. Н. Град обреченный. Второе нашествие марсиан / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож. А. Карапетян. – М.: АСТ; СПб.: Terra-Fantastica, 1999. – 560 с. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. За миллиард лет до конца света. Пикник на обочине. Гадкие лебеди: Романы / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; авт. послесл. Б. Стругацкий. – СПб.: Альянс, Позисофт, 1993. – 512 с.
  • Стругацкий, А. Н. Пикник на обочине. Улитка на склоне / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож.: Я. С. Ашмарина, А. Карапетян. // Пикник на обочине. – М., 2009. – С. 5–82, 379–613.
  • Стругацкий, А. Н. Полдень XXII век / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож.: И. Ильинский, Л. Рубинштейн. // Хищные вещи века. – М., 1999. – С. 17–202: ил. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож. А. Карапетян. – М.: АСТ; СПб.: Terra-Fantastica, 1999. – 608 с.: ил. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. Путь на Альматею. Стажеры: фантастические повести / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий авт. предисл., Д. Биленкин, худож. М. Лисогорский // Стажёры. – М., 1985. – С. 9–84, 85–300.: ил. – (Б-ка приключений и науч. фантастики).
  • Стругацкий, А. Н. Страна багровых туч / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий, авт. послесл. Ю. Кагарлицкий, худож. В. Юдин. – М.: Дет. лит., 1969. – 495 с.: ил. – (Б-ка приключений. 17).
  • Стругацкий, А. Н. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Далёкая радуга / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; сост. Н. Ютанов; худож. Я. С. Ашмарина. – М., 1999. – 496 с.: ил. – (Миры братьев Стругацких).
  • Стругацкий, А. Н. Хищные вещи века / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; ред. Э. Б. Кузьмина.// Хищные вещи века. – М.: Книга, 1990. – С. 311–468.

Другие книги вы можете также найти в отделе обслуживания 5-9-х классов в нашей библиотеке. Узнать о наличии того или иного произведения вам поможет наш электронный каталог.

В завершение статьи мы хотим напомнить любителям кино: книги братьев Стругацких постоянно экранизируются не только в нашей стране, но и за рубежом. Среди экранизаций фильмы: «Отель у погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов), «Чародеи» (реж. К. Бромберг), «Трудно быть богом» (фильм 1989 года, реж. П. Фляйшман и фильм 2014 года, реж. А. Герман-старший), «Дни затмения» (реж. А. Сокуров), «Гадкие лебеди» и «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский) и др.

Мы предлагаем вам к просмотру отрывок из знаменитого фильма – «Сталкер», снятого по мотивам повести «Пикник на обочине». Этот шедевр отечественного кинематографа появился в 1979 году благодаря невероятно удачному союзу творческих людей: писателей братьев Стругацких, режиссёру Андрею Тарковскому, оператору Александру Княжинскому и композитору Эдуарду Артьемьеву. В главных ролях сыграли такие замечательные актёры как Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Юрий Ярвет и Алиса Фрейндлих.

Сюжет фильма несколько отличается от книги: вместо бравого неунывающего Рэдрика Шухарта вы увидите здесь безымянного, задумчивого, юродивого Сталкера. Он сопровождает людей в таинственную Зону – место, где есть комната исполнения самых сокровенных, выстраданных и заветных желаний. Но парадокс состоит в том, что в итоге все боятся в неё зайти. В фильме Сталкер сопровождает в комнату Писателя и Профессора. В дороге они всё время спорят: о Зоне, о человеке, о нашем жизненном предназначении. В отрывке вы как раз и услышите один из этих разговоров. Помимо трёх странников в фильме есть ещё один важный образ – жена Сталкера. Она появляется в фильме лишь дважды: в самом начале и в самом конце, но её последний монолог называют настоящим гимном женской самоотверженности, истинной любви.

Фильм А. Тарковского – это фильм-притча, фильм-размышление о самой сути человека. Почему человечество утратило веру в себя?