16 февраля 2015 года – Масленица (Начало масленичной недели)
Как правило, первые два месяца зимы пролетают незаметно: декабрь – из-за подготовкик Новому году и подведению итогов, январь – из-за приятных воспоминаний о прошедших праздниках. И только февралю не повезло:и такон самый короткий в году, так все ещё с нетерпением ждут, когда он кончится,и наступит весна.
А что поможет скрасить тягостное ожидание, как не праздник, который к тому же длится целую неделю?
Речь, конечно же, идёт о Масленице.
Праздник этот появился в нашей стране очень-очень давно, чуть лине раньше всех остальных. В то время он считался скорее весенним, нежели зимним, поскольку ознаменовывал проводы зимы и встречу весны. Его ещё называли праздником солнца. Именно поэтому в течение всей масленичной недели хозяйки пекут блины, ведь они как никакое другое блюдо напоминают румяное солнышко – символ плодородия. Как написанов одной древней книге: «Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красени горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»
Но выпечка блинов не предполагает, что всю неделю вы должныне выходитьиз-за стола! Масленица – это ещё и неделя народных гуляний, самое весёлое время в году! Можно сколько угодно кататься с горкина салазках,на санях, устраивать колядки, прыжки через костёр, смотреть на представленияс Петрушкой, масляничным дедом, и ряжеными.
Несмотря на мороз, люди активно ходят в гости. Каждый день праздничной недели имеет своё название и соответствующие обычаи. Первый день зовётся «встреча»: дети ходят по избам, поют песни и получаютза это блины. Второй – «заигрыш». Зовётся он так, потому что его очень любили новобрачные, а так же те, кто только собирается пожениться. Молодые парни сооружали для своих возлюбленных горки, а затем парой на саняхскатывались вниз.
Третий день – «лакомка». В этот день в домах устраивалось настоящее пиршество! Как правило, именно в этот день тёщи звали своих зятьёв на блиныи как следует их угощалии блинами,и оладьями,и творожниками.
Четвёртый день – середина недели и самый разгар праздника! Звался он «разгулом». К этому моменту уже везде были поставлены качели, карусели, раскатаны ледяные горки. На каждом шагу проводились шуточные кулачные бои. Скучать точно никому не приходилось!
На пятый день – «Тёщины вечера» – уже зятья звали своих тёщ к себе домой, чтобы отплатить добром за добро. Кстати, по одному интересному обычаю, именно тёща присылала накануне всё необходимое для печения блинов, а уже после этого зять начинал их готовить. Традицию эту чли очень осторожно, ибо в противном случае семье грозило несчастье и разлад.
В субботу – «Золовкины посиделки» – к себев гости зазывала молодая невестка. Если к этому времени она была замужем, то звала родню мужа, а если ещё нет, то своих незамужних подруг. Именно в этот день проходило наряжение чучела Масленицы: на большую куклу из соломы надевали женский сарафан и платок. Масленицу брали под руки с двух сторон и проносили по деревне. Затем, вдали от изб разжигали огромный костёр, на котором предстояло сжечь чучело. Так проходили проводы Масленицы.
И, наконец, «Прощёное воскресение». В этот день гуляний всё меньше: люди ходили по улицам, просили друг у друга прощения и целовалисьв знак примирения.
Вот такая насыщенная и праздничная эта неделя встречи весны. Чтобы вам стало ещё веселее и радостнееот предстоящего праздника, прослушайте, как раньше на Руси зазывали (или «гукали») весну. Назывались такие призывы – «закличками».
Конечно, в одной статье сложно рассказать о всех интересных масляничных обычаях. Но в этом вам помогут книги и статьи, которые вы найдётеу насв библиотеке:
Левкина, Т. В. Широкая Масленица: обычаи, православные традиции, рецепты / Т. В. Левкина. – М.: ДАРЪ, 2010. –288 с.
Масленица // Русский праздник. – СПб, 2001. –С.325–337.
Масленица // Энциклопедия российских праздников. – СПб., 1997. – С. 122–130.
Шарапова, Н. С. Масленица // Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н. С. Шарапова. – М., 2001. – С. 345–350.
Широкая масленица // Праздники народов мира. – М., 1999. – С. 155–162. – (Я познаю мир).
Яровская, Н. И. Масленица // Семейные праздники/ Н. И. Яровская. –2000. – С. 193.- 197.
* * *
Алленова, Е. Широкая Масленица: [ древнерусский праздник в живописи] / Е. Алленова // Мурзилка. –2012. – № 2. – С. 15–19. – (Галерея искусств Мурзилки).
Коломийцева, Е. Ю. Праздник начала весны: [о Масленице] / Е. Ю. Коломийцева // Лазурь. –2012. – № 2. – С. 4–7.
Коринфский, А. Честная госпожа Масленица: [история праздника и масленичные песенки] / А. Коринфский // Детская роман-газета. –2012. – № 2. – С. 3–11,22–23.