«Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете… для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская… нигде не видел я белизною превосходнее.»
М. В. Ломоносов, русский учёный
Пожалуй, не найдётся в России дома, где бы ни красовалась на полке гжельская ваза, чайник, тарелка или целый сервиз. Освежающий, прохладный сине-белый рисунок, похожий на зимнюю сказку, стал неотъемлемой частью русского интерьера. Гжель – один из самых известных народных промыслов России. По всей стране издавна продавались гжельские кувшины, тарелки, блюда. До чего же людям нравилась их форма, да затейливая, узорчатая роспись!
Но как же появилась роспись гжель? Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь». В деревне Гжель с древности занимались гончарным искусством. Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. Но не всегда гжель была синей. Изначально для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Мода на изысканный темно-синий кобальт пришла из Европы и Азии в XIX веке. Русский живописец Борис Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И неспроста он так считал: русские мастера изображали двухцветный рисунок, для создания которого использовалась лишь одна краска – черный кобальт. Все эти оттенки – от прозрачного голубого до глубокого синего, проявляются лишь после обжига. И вот «примерила» кобальт гжель, да так бело-синей и осталась.
В гжельской росписи есть четыре основных вида: сюжетный рисунок, включающий времена года, сельские сцены и пейзажи; орнамент – традиционные сетки, гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки; растения – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви; животные – чаще всего это птицы. Наиболее популярный и излюбленный рисунок – это знаменитая гжельская роза. Тугой бутон, темные лепестки которого плотно сложены внутри, образуя своеобразную «чашечку», а светлые ажурные лепестки снаружи обрамляют его, как кружевной воротничок. Форма этой розы в течение столетий доводилась до совершенства под кистью простых русских художниц. Многих из них звали Агафьями, и это же имя получила гжельская роза – «агашка».
И именно эту скромную гжельскую красавицу смогли создать с помощью бумагопластики ученики 2 «Б» класса 18 лицея. Расцвело в классе целое поле гжельских роз-агашек разных оттенков, форм, размеров. Но каждая как маленькая жемчужина небесного оттенка!
Отдел искусств