В рамках проекта «Десять художников» ученики 2 «Б» класса познакомились с творчеством Эдуарда Мане. В этом году исполнилось 190 лет со дня рождения французского живописца, гравёра, одного из родоначальников импрессионизма.
Своим творчеством Эдуард Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Эдуарда Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.
Интересно, что сам Эдуард Мане не считал себя импрессионистом, но именно его газетные критики пренебрежительно называли «королем импрессионистов», а молодых художников-бунтарей, бросивших вызов академическим традициям, будущих импрессионистов, «бандой Мане».
В своих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности. Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один. В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.
Эдуард Мане всегда был значительно ближе к реализму, его картины более чётки и точны. Настолько, что некоторые искусствоведы вообще не относят его к импрессионистам, считая первым модернистом. Цвету же в его картинах уделяется не столь принципиальное значение, в них главный фактор – это объёмные сцены, порой с очень сложной композицией.
Во время Всемирной выставки в 1878 года в Париже художник случайно выглянул в свое в окно. «Я пишу только то, что вижу», – говорил Мане. И в этот день он увидел, что Франция пытается забыть о позорной войне, закончившейся 7 лет назад, устраивая масштабные, великолепные действа. И что забыть все равно не получается. Потому что по праздничной улице бредет одноногий бывший солдат.
В 1874 году, после первой выставки импрессионистов, находясь на берегу Сены, Эдуард Мане не может удержаться, видя эти чистые, светонасыщенные цвета, тени, полные богатых рефлексов, на этюдах его друга – Клода Моне. И Эдуард Мане решается «поиграть в импрессионизм». Он ставит мольберт прямо у воды, пишет «Аржантей» и «В лодке», пишет Моне в его плавучей мастерской. И все равно не идет с импрессионистами до конца: никогда он не отдастся чисто зрительному восторгу, свет – слишком простой сюжет для картины, а импрессионистская незаконченность не дает Эдуарду Мане покоя.
Отдел искусств